В экономической науке есть немало неисследованного. Но,
пожалуй, трудно найти другой такой пример, когда масштабы экономического
явления и степень его изученности были бы настолько несопоставимы. Эта проблема
“теневой” экономики, которая охватывает все сферы жизнедеятельности общества.
“теневая” экономика представляет собой очень трудный для
исследования предмет: это феномен, который относительно легко определить, но
невозможно точно измерить, так как практически вся информация, которую удается
получить учёному-экономисту, является конфиденциальной и разглашению не
подлежит.
“теневая” экономика представляет интерес, прежде всего с точки зрения
всего влияния на протекание большинства обычных, нормальных, экономических
явлений процессов: формирование и распределение дохода, торговли,
инвестирования и экономического роста в целом. Это влияние теневых отношений в
России настолько велико, что представляет опасность для экономической
безопасности и суверенитета государства в целом и совершенно . очевидна необходимость их анализа.
Цель данной работы – выявить основные причины и
предложить способы ограничения роста теневого сектора в экономике России. Для
достижения цели необходимо решить задачи:
1. Дать анализ уровня развития теневого
сектора в российской экономике.
2. Выявить формы теневых операций.
3. Раскрыть негативный эффект “теневой”
деятельности на экономику России.
4. Выявить пути ограничения роста
“теневой” деятельности в России.
Существует точка зрения, что реформы 90-х гг. являются экономическим
“послесловием” к глубинным процессам роста “теневой” криминальной экономики,
происходившим в годы застоя. Реформы лишь высвободили присущие “теневой”
экономике автономные механизмы регулирования, связанные, прежде всего, с
насилием.
В качестве компенсирующего противовеса, смягчавшего жесткие хозяйственные
регламентации и способствующего выживанию самой огосударствленной системы,
выступал негосударственный сектор, включавший промысловую кооперацию (до 1960
г.), потребкооперацию, колхозы, личное подсобное хозяйство и даже частную
практику (к 1985 г. было зарегистрировано 64 тыс. человек, занимавшихся частной
практикой). Негосударственный сектор, в определенном смысле, создал правовые и
материальные предпосылки функционирования теневых отношений.
Однако власти понимали, что без негосударственного сектора и неформальных
отношений огосударствлённая хозяйственная система не могла существовать, тому
есть немало примеров.
Официально объемы подрядно-строительных работ в целом по стране в
1960-1980 гг. планировались существенно выше, чем имевшиеся в них учтенные
производственные ресурсы. Но работавшие в то время неформальные бригады (часто
преследуемые) создали практически всю сельскую производственную и бытовую
инфраструктуру (коровники, бани, школы, магазины и т.п.).
Неформальные отношения не без заинтересованности и участия властей тонко
вписывались в систему хозяйствования на протяжении всех лет существования
советской системы. При необходимости они использовались властями в политических
целях:
·
30-е годы – в
форме борьбы с неразоблаченным “кулаком”;
·
60-70-е – с
“частником”;
·
80-е – с “лицами,
получающими нетрудовые доходы”;
·
90-е – с новыми
предпринимателями – “кооператорами”.
Владельцы частных
подсобных хозяйств периодически считались социальным злом, хотя длительное
время продовольственный фонд в стране по многим продуктам рассчитывался и
планировался без учета потребностей сельского населения. Таким образом,
самообеспечение считалось неформальным отношением.
Достаточно
сложен анализ способов и видов, в которых проявлялись подлинные неформальные
отношения. Каждый из носителей выбирал свои, удобные ему способы исходя из
социально-экономических, территориальных, национальных и других особенностей,
условий и традиций. В России с ее исторической тенденцией тяготения к
коллективистским традициям долгое время преобладающей формой самоорганизации
населения и соответственно реализации неформальных отношений были (и остаются)
многообразные виды кооперации.
Во-первых,
существовали неформальные кооперативы, которым были присуще соответствующие
принципы и черты: преобладание экономического равенства внутри кооператива,
обособленность по отношению к другим организациям и защита своих групповых
интересов. Во-вторых, были семейные образования с главенством лидера,
действующего в интересах семьи.
Доходы, которые контрагенты “теневой” экономики получали в системе
административного распределения ресурсов, были весьма значительны:
31,8 млрд. руб.
в 1975 г., 52,5 млрд. руб. в 1980; 74,3 млрд. руб. в 1985, 55,3
млрд. руб. в первом полугодии 1989г. Соответственно по отношению к фонду
оплаты труда в СССР эти доходы составили: 13,8% ; 17,9% ; 21,1% ;
25,4% .
|