forex trading logo

Экономика, как известно, это – наука не из легких. Ее изучение занимает много времени и сил. Студенты, изучающие экономику в институте, всегда жалуются на ее проблематичность в изучении. Она сложна для понимания и изучения. Только в том случае, если вы имеете огромный «багаж» математических знаний, вы вправе сказать, что для вас экономика – самая простая наука в мире.


Опрос

В какой валюте, по Вашему мнению, надо держать сбережения?
 
 
Сущность и содержание государственного регулирования экономики.

Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через:

- свои расходы;

- налогообложение;

- регулирование;

- государственное предпринимательство;

- социальная защита.

Мне хотелось бы подробней раскрыть суть каждого инструмента влияния государства на рыночную экономику, чтобы затем раскрыть механизм госрегулирования экономики по средствам вышеперечисленных инструментов.

Государственные расходы считаются одним из важных инструментов макроэкономической политики. Они влияют на распределение как дохода, так и ресурсов. В данном случае можно привести пример наиболее крупных статей расходов государства на оборону, образование, социальное обеспечение.

Существенный элемент расходов – трансфертные платежи. Сюда, как я уже раньше упоминала, относятся различные виды пособий (по безработице, по нетрудоспособности,

на ребенка, на поддержание дохода), пенсии по старости, ветеранам войн.

Другим важным инструментом государственной политики является налогообложение. Налоги играют значительную роль в перераспределении доходов. Правда, я не совсем уверенна в том, что в России налоговая система адекватно отражает закон перераспределения доходов. По мнению большинства предпринимателей и экономистов, один из главных факторов, сдерживающих в России рост производственной активности, – нерациональная фискальная политика, проводимая государством на протяжении практически всех 90-х годов. Налоговое бремя, которое установило государство, было явно чрезмерным и не позволяло производственным структурам вести нормальную экономическую деятельность, что повлекло за собой целый ряд негативных явлений, а именно: оказалась скованной предпринимательская активность; многие затратоемкие отрасли, наиболее важные и приоритетные с общегосударственных позиций, автоматически отсекались от прибыльных сфер деятельности и начали постепенно стагнировать; нестерпимый налоговый пресс, стимулируя уклонение от налогов и развитие теневого сектора экономики, обострил бюджетные проблемы страны. Как бы там не было, сегодня мы можем наблюдать то, что в результате произошла своеобразная структурная деградация российской экономики, последствия которой правительство старается ликвидировать по сей день.

Государственное регулирование способствует формированию хозяйственных связей, координированию экономических процессов и соответствию частных и общественных интересов. Государственное регулирование осуществляется в различный формах — законодательной, налоговой, кредитной. Законодательная форма означает, что разрабатываются и применяются правовые нормы хозяйственной деятельности.

Применительно к России одним из наиболее важных направлений развития разработки законодательных актов является развитие антимонопольного законодательства. Это обусловлено тем, что три крупнейшие монополизированные отрасли, а именно: РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром» и МПС – своей мощью могут диктовать условия всему внутреннем рынку страны.

Антимонопольное законодательство направлено на противодействие монополизации экономики, на стимулирование конкуренции. И, в частности, в Российской Федерации в марте 1991 г. Верховным Советом РСФСР принят закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», который предусматривает меры, направленные против образования крупных компаний типа трестов и концернов, а также против недобросовестной конкуренции. На международном уровне конкуренция регулируется специальными межгосударственными соглашениями, документами Комиссии ООН по промышленности и торговле, Европейского Экономического Сообщества и других организаций.

Налоговая и кредитная формы регулирования предусматривают использование налогов и кредитов в целях воздействия на национальный объем производства. Изменяя налоговые ставки, льготы, правительство воздействует на сужение или расширение производства, на инвестиционные решения. Варьируя условия кредитования, государство влияет на уменьшение или увеличение объема производства

Государственное предпринимательство, как правило, осуществляется в областях, в которых хозяйствование противоречит природе частных фирм или же в которых требуются огромные инвестиции и риск. Государственные предприятия занимают существенные позиции в таких отраслях, как энергетика, черная металлургия, транспорт, связь.

Так же важным моментом является создание новой системы социальной защиты и реформирование старой. Что касается советской системы, то она гарантировала трудящимся практически все существующие виды социальной поддержки: бесплатное медицинское обслуживание, жилье, рабочие отпуска, пенсии, стабильный уровень доходов и даже рабочее место. А рассматривая современную ситуацию в России очень многие практически не получают помощи от государства, а тем, кто ее получает, приходится довольствоваться весьма ограниченным кругом социальных льгот. Важно заметить, что большинство льгот поступает от государства, а доля льгот, которые предоставляют предприятия – очень мала, поэтому люди не могут рассчитывать на социальную поддержку со стороны предпринимателя. Благодаря этому экономика обладает большей гибкостью, нежели экономика советского типа, притом, что точно так же обеспечивает социальные гарантии населению.

Перейти на страницу: 1 2 3
 

Инфляция

Доходы

Предложение

Финансовый рынок


Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eexperts.ru