| 
 
 
Планирование - это деятельность, заключающаяся в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей способов и средств его достижения.[1] 
 С точки зрения предприятия, на микроэкономическом уровне, планирование – это способ осуществления действия, основанный на сознательных, волевых решениях субъектов микроэкономики, механизм, который заменяет цены и рынок.[2] 
 Существует две формы планирования деятельности фирмы: 
 планирование деятельности фирмы на рынке; 
 внутрифирменное планирование. 
 Как правило, эти аспекты планирования взаимосвязаны. 
 Необходимо отметить, что по-настоящему планирование может быть рациональным только тогда, когда отношения фирмы с контрагентами на рынке носят не случайный и разовый характер, а приобретают устойчивый и долговременный характер. 
 Планирование деятельности предприятия позволяет: 
 осуществить четкую координацию предпринимаемых усилий по достижению поставленных целей; 
 побудить руководителей конкретнее определить свои цели и пути их достижения; 
 определить показатели деятельности фирмы, необходимые для последующего контроля; 
 подготовить предприятие к внезапным изменениям рыночной конъюнктуры; 
 четко формализовать обязанности и ответственность всех менеджеров фирмы. 
 Основным инструментом планирования фирмы является бизнес – план финансово-хозяйственной деятельности. 
 1.2 Понятие и задачи бизнес-плана 
 Бизнес – план – это план осуществления бизнес – операции, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности.[3] 
 Цель разработки бизнес – плана – спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. 
 Задачами бизнес – плана является: 
 сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения; 
 определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках; 
 выбрать ассортимент и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям; 
 оценить производственные и непроизводственные издержки; 
 определить состав маркетинговых мероприятий по изучению рынка, стимулированию продаж, ценообразованию и т.п.; 
 оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей и т.д. 
 Бизнес – план выполняет следующие основные функции, а именно:[4] 
 является инструментом, с помощью которого предприниматель может оценить фактические результаты деятельности за определенный период; 
 может быть использован для разработки концепции ведения бизнеса в перспективе; 
 является инструментом добывания финансовых ресурсов; 
 представляет собой инструмент реализации стратегии предприятия. 
 Таким образом, бизнес – план позволяет проанализировать возможности деятельности предприятия и обосновать выбор приоритетных целей, т.е. определить стратегию функционирования фирмы. 
   
 |